Страшная сила, или Почему никогда не поздно открыть салон красоты

Спрос на покупку парикмахерских, салонов красоты или спортивно-оздоровительных центров остается достаточно устойчивым на протяжении почти полугода. Мы решили проанализировать причины этого спроса, а также выявить риски, о которых стоит помнить начинающему бизнесмену, собравшемуся вложить деньги в салон красоты.

Для начала немного сухих цифр. На сайте www.krasota.ru приведена следующая статистика: в 2000 г. в Москве работало около 700 парикмахерских и салонов, в 2001 г. их количество увеличилось примерно на 20% до 850. Видимо, рост благосостояния людей, пропаганда в СМИ здорового образа жизни и красоты привели к повышению спроса на парикмахерские услуги.

Спрос рождает предложение -предприниматели, воспользовавшись конъюнктурой, открывают салоны: кто-то впервые, кто-то -имея за плечами опыт работы на этом рынке.

Основную массу людей, которые приобретают салоны, можно разделить на следующие крупные группы:

  • предприниматели, которые диверсифицируют свою деятельность, приобретая бизнес в смежной области. Салоны красоты покупают организации, торгующие декоративной косметикой и средствами по уходу за лицом и телом;
  • владельцы уже работающих салонов покупают дополнительные, расширяя свои сети;
  • новые предприниматели, которые делают ставку на этот бизнес, рассчитывая на высокую прибыль и быструю окупаемость;
  • а кроме того, многие преуспевающие предприниматели-мужчины покупают салоны, чтобы ими управляли их жены.

Минимальные затраты на создание салона составляют $40 000. В большинство салонов инвестируется Я 00 000-300 000, хотя есть такие, на которые не пожалели и миллиона долларов. Грамотно потраченные на создание салопа деньги можно вернуть за полтора-два года. Потраченные неудачно инвестиции потребуют новых бесконечных затрат.

На московском рынке работают 12 крупных фирм, владеющих сетями, в которые входит от трех до семи салонов. И они не собираются останавливаться: Александр Мысин, владелец семи салонов красоты, заявляет о своих планах продолжить их создание; Николай Лозинский, руководитель сети «Инфанта», включающей четыре салона, планирует в этом году открыть пятый.

В условиях достаточно высокой конкуренции и одновременно инвестиционной привлекательности этой сферы бизнеса число сделок купли-продажи салонов растет. Проведенный нами мониторинг предложений салонов на продажу в СМИ показал, что в 2001 г. в Москве не менее 15 салонов красоты сменило своих владельцев через объявления в газетах. А по состоянию на 10 декабря на продажу предлагалось еще 10 салонов.

Совсем небольшой (40 кв. м на первом этаже нежилого дома) салон недавно был продан за ИЗ 000. Другой салон продали дороже - за $60 000: он просторнее (60 кв. м), с хорошим ремонтом и месторасположением - салон находится в деловом центре, и сотрудники расположенных здесь офисов составляют стабильную клиентуру. В обоих случаях помещения расположены почти в центре и находятся в аренде. Если бы помещения были в собственности, это увеличило бы стоимость салонов примерно вдвое.

Несмотря на достаточное предложение салонов на рынке, далеко не все из них соответствуют требованиям покупателей. Как правило, есть спрос на салоны вместе с помещением или хотя бы с правами аренды от Москомимущества, а у 80% салонов, выставленных на продажу, нет ни того, ни другого. Если продается салон, занимающий арендованное помещение, то его основная ценность заключается в квалифицированных мастерах и постоянных клиентах. В таких ситуациях и от продавца, и от покупателя требуется предельная осторожность - необходимо сохранить коллектив и сделать максимально безболезненным для наемных сотрудников процесс смены владельца. Еще одна проблема, с которой сталкиваются желающие продать салон, занимающий арендованное помещение, - условия договора аренды. Многие предприниматели по-прежнему полагаются на устную договоренность с хозяевами помещения и предпочитают заключать договор сроком всего на один год, чтобы не регистрировать его в Москомимуществе. Естественно, что желающих заплатить деньги за такой салон найти практически невозможно.

Однако мы отметили новую интересную тенденцию. Стали появляться предприниматели, которые, накопив удачный опыт создания и раскрутки одного или нескольких салонов, продают их, чтобы затем открывать новые -опять же с целью продажи. Таким образом, спрос на готовые действующие салоны со стороны инвесторов приводит к появлению предложения - салонов, созданных профессионалами этого бизнеса с целью продажи. Такие салоны отличает проверенная опытом концепция, рациональный подход к выбору помещения, разумный баланс между объемом инвестиций и выбранным уровнем цен на услуги. Возможно, покупка такого салона и является тем удачным приобретением, которое позволяет одновременно сделать дорогой ' подарок, -любимой женщине и инвестировать средства в доходный бизнес.

СПРОС РАСТЕТ

По данным маркетинговой компании «КОМКОН», услугами парикмахерских и салонов красоты в 2001 г. пользовалась почти половина (47%) россиян. Два года назад, в 1999 г., эта доля была несколько ниже - 42%.

Как ни странно, данные «КОМКОНа» говорят о том, что в столице менее активно заботятся о своем внешнем виде: салоны красоты и парикмахерские сейчас посещает 42%. А два года назад этими услугами пользовались всего 35% жителей столицы. Среди москвичей с доходом выше $300 потребителей услуг салонов красоты и парикмахерских значительно больше - 73%.