Конец связи

За последние полгода на рынке салонов сотовой связи наблюдаются две абсолютно противоположные тенденции. С одной стороны, повальное желание владельцев салонов избавиться от своей собственности наталкивало на мысль о существующем или намечающемся спаде в отрасли. С другой стороны, спрос на салоны связи не уступал предложению, что должно было, напротив, свидетельствовать об инвестиционной привлекательности этого бизнеса.

Больше потребителей - ниже рентабельность.

Еще несколько лет назад мобильные телефоны были роскошью, товаром эксклюзивным. Места их продаж даже в Москве можно было пересчитать по пальцам. Мобильники не были массовым товаром - смысла создавать в больших количествах магазины сотовой связи, а тем более выстраивать сети тоже не было.

Потом ситуация стала быстро меняться. Количество абонентов основных операторов мобильной связи только за последний год увеличилось в среднем вдвое. На волне этого бума в Москве было открыто множество салонов связи - их насчитывается уже около 3000. Телефон можно купить практически везде - и в фирменном салоне связи оператора, и в палатке на рынке, и в подземном переходе, и в бутике в торговом центре.

Еще год назад салоны связи были сверхрентабельны, что, естественно, привлекало в отрасль все новые и новые фирмы. Салон связи мог приносить в месяц более $4000 при оборотных средствах в $30 000. При этом барьеры для входа нового игрока на рынок заключались разве что в том, чтобы получить у операторов разрешение на подключение новых абонентов. Операторы без особых проблем выдавали их, поскольку были заинтересованы в расширении сети продаж своих услуг.

Однако сейчас количество абонентов сотовой связи растет уже гораздо меньшими темпами, и рост этот постоянно замедляется. Не оправдались даже надежды дилеров на увеличение продаж перед новогодними праздниками.

Сегодня открывать новые салоны в Москве практически бессмысленно. Во-первых, в центре города уже яблоку негде упасть, а салоны в спальных районах не всегда рентабельны - часто люди там выбирают телефоны, но покупать едут в более надежные или раскрученные места, например на Горбушку. Во-вторых, операторы стали более скрупулезно подходить к вопросу выдачи разрешений дилерам. Теперь они предъявляют условия: наличие определенной торговой площади, оборудования и обученного персонала, отсутствие других салонов в таком-то радиусе от точки, высокая проходимость, хорошая парковка.

Итак, рынок салонов сотовой связи в Москве близок к насыщению. Новые салоны практически не открываются. Но начался новый этап в жизни этого рынка - действующие салоны активно продаются и покупаются. Ажиотаж наблюдается последние полгода. По нашим данным, только за последние два месяца прошлого года в Москве было продано восемь салонов, в среднем за $5000 - 7000 каждый.

Если подробнее рассмотреть эти сделки, можно отметить, что:

75% из проданных салонов - это не отдельно стоящие палатки или бутики, а салоны, расположенные в торговых центрах, где обеспечена высокая проходимость;

половина приходится на салоны средней площади (8 - 14 кв. м). Салоны совсем маленькие (4 - 5 кв. м) и большие (около 20 кв. м) покупают реже.

Почему продают салоны?

Конечно, причины могут быть традиционными - например, переезд собственника, его болезнь, желание сменить род деятельности или просто отдохнуть. Три салона, проданных в конце прошлого года, представляли собой единую сеть - ее купили за $15 000. Эта сделка - пример продажи сложившегося высокоприбыльного бизнеса. Зачем владелец продал его? Как ни странно, потому что просто устал, не желал дальше заниматься этим бизнесом и искал средства для развития нового дела.

Но основная причина выросшего в последнее время предложения салонов на продажу - стремительное снижение их прибыльности. Как следствие, к продаже предлагаются если не разорившиеся, то пребывающие в крайне тяжелом положении бизнесы. Соответственно, и стоимость их невысока - мелкий салон может стоить около $3000.

Почему падают прибыли?

1) Подешевели трубки и услуги операторов сотовой связи. Если несколько лет в стоимость самого телефона и услуги связи закладывалась высокая рента за счет новизны товара, то сегодня цены на то и другое значительно снизились.

2) Немаловажная причина: появились интернет-ресурсы, такие как www.sotovik.ru и www.sota1.ru. Здесь выложены прайс-листы большинства дилеров Москвы, и можно сравнить цены разных салонов связи. Для салонов это сильный удар. Ценовая конкуренция стала практически невозможна: если в одном салоне цена на модель телефона выше, чем в другом, эта информация мгновенно становится доступной широкому кругу потребителей и торговцев. У салонов связи остается немного инструментов конкурентной борьбы - скажем, месторасположение и уровень сервиса.

3) Падают объемы продаж телефонов. Основная масса желающих приобрести телефоны уже ими обзавелась: мобильные телефоны есть у 47% населения Москвы. Спрос на телефоны вновь возрастет тогда, когда их нужно будет менять, либо из-за того, что они физически и морально устарели, либо из-за появления принципиально новой технологии связи. По мнению специалистов, это может произойти не раньше чем через два года. Дожить до этого времени смогут либо крупные игроки, пожирающие случайных, либо компании, имеющие дополнительные источники финансирования и готовые нести потери, рассчитывая на будущие прибыли.

Но несмотря на то что ситуация, казалось бы, достаточно безрадостная, желающих купить салон связи находится довольно много.

Кто покупает салоны связи?

Основную массу покупателей можно разделить на две категории: новички и расширяющие свой бизнес сети. Начнем с последних. Их интерес, в общем-то, ясен. Это наиболее серьезные игроки рынка, которых насчитывается в Москве около 10. Их количество может в скором времени сократиться примерно вдвое - выживут сильнейшие.

Что касается новичков бизнеса, то салоны связи их привлекают потому, что на первый взгляд этот бизнес кажется простым и понятным, к тому же стоит относительно недорого.

При существующих тенденциях малые предприятия в этой сфере в большинстве своем обречены на смерть. Но "большинство" не означает "все". Около 30% контрактов на подключение к операторам и примерно такой же объем продаж телефонов по-прежнему приходится на мелких дилеров. Так что стимул есть.