Конец ларькам. Предпринимателям больше не советуют начинать бизнес в торговле.

Сферы интересов начинающих предпринимателей в России меняются. Традиционная вотчина малого бизнеса - торговля - становится для них практически закрытой темой. Привлекательность потеряло и расцветшее на волне послекризисного импортозамещения производство. Предприниматели теперь устремятся в сферу услуг, общественного питания и, возможно, высоких технологий, прогнозируют эксперты.

Наибольший отток мелких предпринимателей наблюдается в торговле продуктами питания и fmcg - как среди оптовиков, так и среди розничных торговцев. В опте это результат сокращения числа дистрибьюторов - иногда с нескольких сотен до единиц, - которое провели за последние два года практически все крупные производители. "Уволенные" компании попытались продавать другие продукты, которыми уже кто-то торговал, и обострили и без того высокую конкуренцию на рынке. В результате рентабельность этого бизнеса резко упала - нормой считается уже 5 - 10%.

"В такой ситуации открывать бизнес в этой сфере мало кто решится", - говорит Александр Тутомин, начальник управления кредитования малого и среднего бизнеса Пробизнесбанка. Наблюдения банкира подтверждает и изменение структуры кредитных портфелей банков, работающих с малым бизнесом. Руководитель управления московского филиала КМБ-банка Марина Царегородцева констатирует снижение доли кредитования торговли по сравнению с 2001 г. с 61% до 53%.

Не очень благоприятная ситуация для старта и на розничном рынке. В консалтинговой группе "Магазин готового бизнеса", специализирующейся на торговле действующими предприятиями, замечают, что предложений по продаже торговых розничных сетей в последнее время стало больше. "Идет укрупнение этого бизнеса. Заказы на покупку приходят в основном от конкурентов, которые хотят усилить свои позиции за счет более мелких торговцев", - говорит руководитель группы Вадим Самсонов.

"Если еще три года назад можно было начать бизнес в торговле с каких-нибудь $500, то сейчас это невозможно", - рассуждает петербургская предпринимательница Алла Коваленко. Ее фирма "Водолей" сейчас занимается торговлей пищевыми добавками и косметикой. Но Коваленко готовит несколько проектов в сфере культуры, раскрывать содержание которых предпринимательница не пожелала. Кроме того, признается Коваленко, она с удовольствием ушла бы в сферу услуг - к такой мысли ее подталкивает опыт знакомых, которые сравнительно недавно открыли консалтинговое агентство и "чувствуют себя хорошо".

Сферой услуг заинтересовались, похоже, многие. По словам Брайна Милсона, координатора программы Фонда поддержки малого бизнеса при Европейском банке реконструкции и развития, спрос на кредиты в этой отрасли вырос с прошлого года с 9% до 15% в общей доле обращающихся за кредитами.

В то же время все опрошенные банкиры отмечают уменьшение доли кредитования малых предприятий, занимающихся производством. Это неудивительно: по данным Минэкономразвития, только за последний год с рынка ушли 9000 малых промышленных предприятий. На начало этого года их число составило 125 000. Прогноз также пессимистичен: в министерстве обещают дальнейшее сокращение доли малых предприятий, занятых в промышленности. К 2003 г. их должно стать меньше на 6,4%. По словам Вадима Самсонова из "Магазина готового бизнеса" , много продаваемых сейчас производств - это молодые фирмы, открывшиеся всего два-три года назад.

Это начинают понимать и сами предприниматели. Виктор Бычков собирается открыть магазин и салон красоты. Сначала думал о производстве. "От производства пришлось отказаться. Все взвесив, я понял, что нет ничего такого, что я мог бы делать лучше иностранцев или крупных производителей. Соответственно, и конкурировать я с ними не смогу", - говорит Бычков.

И все же в целом в Минэкономики надеются на рост количества малых предприятий. Как пояснила Елена Кулешова, руководитель департамента регулирования предпринимательской деятельности, этот оптимизм связан с ожидающимися налоговыми послаблениями и выделением в следующем году бюджетных средств на поддержку предпринимательства. По ее мнению, основная предпринимательская активность сосредоточится на потребительском рынке и рынке услуг из-за более быстрой оборачиваемости и, соответственно, окупаемости капитала.

Некоторые эксперты также надеются, что больше малых предпринимателей будет работать в сфере высоких технологий. Ведущий эксперт информационно-аналитического отдела Московского фонда развития малого и среднего предпринимательства Виталий Бондаренко считает, что к этому может привести предполагаемое реформирование армии и выделение средств на модернизацию материальной части вооруженных сил. "Большинство заказов для вооруженных сил по мировому опыту приходится на малые предприятия. Можно надеяться, что Россия не станет здесь исключением", - говорит Бондаренко.