Универсальный солдат

"Муж" с почасовой оплатой

Сфера бытовых услуг в России до сих пор не считалась особенно привлекательной для бизнеса. Возможно, одна из причин в том, что фирмы пытались подойти к этому бизнесу слишком узко: течет унитаз - нужен профессиональный сантехник, не закрывается дверь - плотник и т. п. Несколько российских предпринимателей рассудили, что для решения всех подобных проблем достаточно одного человека, если это хороший хозяин с золотыми руками. Такая кадровая политика позволяет сейчас фирмам сразу в четырех российских городах - Перми, Самаре, Петербурге и Москве - успешно продавать услугу под одинаковым названием "Муж на час".

Ниша мужской руки.

Целевая аудитория услуги - одинокие женщины с достаточно высоким социальным статусом. В отсутствие мужской руки у них в доме начинают накапливаться мелкие бытовые проблемы, для решения которых не всегда вызовешь мастера из РЭУ. Самарскую и московскую фирмы, предлагающие "мужей на час", организовали незамужние женщины, испытавшие все эти тяготы на себе. По их мнению, рынок огромен. Действительно, среди участников исследования "Стиль жизни среднего класса" компании "КОМКОН" 30% женщин не замужем. Их среднедушевой доход - $540. Такая клиентка вполне может позволить себе заплатить 500 руб. за два часа, в течение которых будут устранены все неполадки в доме. Каждый последующий час обойдется в 200 руб.

В московской фирме "Золотые руки", в отличие от, скажем, самарских коллег, выбрали именно почасовую оплату. "Если бы наш мастер брал деньги за каждый вбитый гвоздь, то клиенток это только распугало бы", - говорит генеральный директор Нина Рахманина.

До недавнего времени компания Рахманиной занималась ремонтом компьютеров. Однако растущая конкуренция в этом секторе заставила ее искать новые виды деятельности. Идею подсказала заметка в СМИ о необычной услуге "Муж на час", которую стали предлагать в Перми. "Мы посмотрели на то, что сделали в пермской фирме, и подумали: "А чем москвичи хуже? Неужели у них нет дома мелочей, которые нужно починить? " - вспоминает Рахманина.

Проекту всего два месяца. Но спрос такой, что иногда даже приходится отказывать клиентам, поскольку все мастера заняты. У некоторых клиенток накопилось столько "мелочей", что они нанимают мастера на целый день. "Мы за это с удовольствием беремся ", - говорит Рахманина.

В "Золотых руках" не раскрывают объем продаж. Однако, по мнению Сергея Харченко, руководителя департамента оценки бизнеса компании "Магазин готового бизнеса", месячный оборот такой компании может составлять около $10 000 (10 мастеров, 25 рабочих дней в месяц, по два трехчасовых заказа в день). По расчетам Харченко, рентабельность подобного бизнеса - примерно 25 - 30%. Эксперт отмечает высокую привлекательность этой ниши: "Пока на рынке не так много подобных компаний, в ней можно хорошо заработать". Различные фирмы пытались в разное время зайти в эту нишу, однако, по мнению Рахманиной, основные ошибки ее предшественники, предлагавшие в Москве услуги мелкого бытового ремонта, делали не только в ценовой политике, но и, например, в отношении рекламной кампании.

Реклама по месту прописки.


По мнению Рахманиной, централизованно рекламировать услуги в городских СМИ дорого, да и нерационально. Реклама размещается только в районах проживания мастеров. Они не сидят в офисе. Когда нет задания, могут быть дома или выходить на связь по телефону. Если срочный заказ, им не придется далеко ехать.

Расходы на рекламу невелики: бегущая строка на кабельных телеканалах и объявления в местных газетах: "Муж на час. Срочный мелкобытовой ремонт, делаем практически все, что требуется хозяйке по дому". Районов размещения становилось больше по мере увеличения штата: сначала была охвачена северо-восточная часть столицы, где расположен офис фирмы, потом добавились Западный и Северо-Западный округа. Теперь в фирме уже 10 мастеров, и они могут обслуживать почти всю Москву, а некоторые из них живут в ближайшем Подмосковье - например, в г. Королеве.

Но большинство клиентов приходят в фирму все же благодаря другому рекламному ходу - прямой рассылке по электронной почте. Ее делает по заказу "Золотых рук" специализированная компания. Она рассылает письма москвичкам, работающим в крупных фирмах. Впрочем, пользуются услугами таких компаний и замужние женщины, и даже мужчины. Последние, делая заказ, обычно оправдываются, что и сами могли бы все починить, но у них просто нет на это времени.

В Петербурге не сразу нашли подходящие каналы для продвижения услуги "Муж на час". Юрий Бовин, владелец питерской фирмы "Самсон" (открывшейся всего месяц назад) , рассказывает, что пришлось опробовать много вариантов. Реклама в специальных рекламных газетах и через телефонные справочные службы оказалась совершенно неэффективной. "Я сам даже позвонил и попросил найти эту услугу - искали минут пять, но так ничего и не нашли", - рассказывает он. Методом проб и ошибок Бовин понял, что самая эффективная реклама - "заборная": расклейка объявлений с отрывными телефончиками на улицах города.

Инструмент мотивации.

Инвестиции в бизнес "Муж на час" в целом невелики. Одна из статей расходов фирмы "Золотые руки" - инструменты. По мнению Рахманиной, хорошие инструменты - дополнительная мотивация для мужчин, приходящих на работу в ее компанию.

Объявления о найме мастеров компания также дает в районных газетах и на кабельном ТВ. Кандидат должен иметь диплом какой-либо строительной специальности. Но диплом не главное. Это должен быть хороший хозяин, умеющий выполнять все основные работы по дому (кстати, в компании работают только женатые мастера). На собеседовании обходятся без тестов на профпригодность. Рахманина говорит, что сразу видит по человеку, подойдет он или нет. Дальнейшее покажут отзывы клиенток. "Золотые руки" специально выделяют для них место на чеках.

Впрочем, в этом секторе услуг важны не только профессиональные навыки, но и психологические качества кандидата - их-то и стараются в основном выявить в ходе собеседования. "Мы не хотим быть обычными мастерами из ЖЭКа, которые придут с недовольным лицом, неохотно починят что-то и уйдут, махнув рукой на то, что где-то еще что-то протекает", - говорит Рахманина. Еще от мастеров требуют быть опрятно одетыми, улыбаться, отвечать на все, даже самые дурацкие, вопросы клиенток. "Сами мастера рассказывают, что, бывает, придешь к хозяйке, а она уставшая, только пришла с работы, возьмешься за дело, анекдот расскажешь, поговоришь, глядишь - она и улыбаться начинает", - рассказывает гендиректор "Золотых рук".

Мастера получают не фиксированную зарплату, а процент от суммы заказа. Кроме того, их привлекает скользящий график работы. "Они берут себе выходные, когда захотят", - говорит Нина Рахманина. Таким образом компании удается работать семь дней в неделю и по праздникам. Рабочего дня, как такового, тоже нет. Работать нельзя только ночью, когда в квартирах запрещено шуметь.

Муж и жена.


Многих заказчиков "Мужа на час" привлекает то, что мастер готов, если что, сам купить замок или сантехническую деталь. Но в целом компания "Золотые руки" пока обходится без каких-либо акций для дополнительного привлечения клиентов. "Когда появится конкуренция, нам обязательно надо будет придумывать что-то", - предполагает Рахманина. А пока ее не пугает даже то, что услугу под одним и тем же названием "Муж на час" предлагают четыре фирмы в разных городах.

Хотя уже сейчас Рахманина думает о возможной акции к Новому году. "Например, если клиентка заказывает у нас ремонт на Новый год, то мы ей поможем собрать елку бесплатно или привезем какой-нибудь подарок, - предполагает она. - Сама я никогда не собираю елку, а всегда прошу кого-нибудь с этим помочь".

Недавно компания по просьбе клиентов запустила новую услугу - "Жена на день". С почасовой работой, как в отношении "мужей", здесь не получилось бы, убеждена руководитель фирмы. "Разве за час сделаешь уборку или приготовишь поесть? " - объясняет она. Но это скорее побочное направление, не приносящее большого дохода. В секторе услуг домработниц в Москве конкуренция гораздо выше, чем в секторе услуг домработников, и новому игроку здесь сложно.