О налогообложении аптек и аптечных учреждений

Вопрос ... о налогообложении аптек и аптечных учреждений

Ответ. Предприятие использует для выпуска лекарственных препаратов спирт этиловый.

Должно ли данное предприятие заявить возмещение акциза? Если нет, то имеет ли оно право относить суммы акциза на расходы, которые уменьшают налоговую базу по прибыли?

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ не рассматриваются как подакцизные товары относящиеся к спиртосодержащей продукции лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости согласно требованиям государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании данного подпункта подакцизной признается спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%. Следовательно, любая спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта 9% или менее является неподакцизной.

В случае если предприятие производит лекарственные препараты, удовлетворяющие вышеизложенным условиям и являющиеся неподакцизной продукцией, списание им акцизов, уплаченных продавцам используемого при производстве этилового спирта, регулируется п. 2 ст. 199 НК РФ, в соответствии с которым суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи.

Согласно п. 3 ст. 199 НК РФ не учитываются в стоимости приобретенного подакцизного товара и подлежат вычету или возврату в порядке, предусмотренном главой "Акцизы" НК РФ, суммы акциза, предъявленные покупателю при приобретении указанного товара, используемого в качестве сырья для производства других подакцизных товаров. Указанное положение применяется в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Если предприятие производит лекарственные препараты, не удовлетворяющие условиям отнесения продукции к неподакцизной и являющиеся подакцизными товарами, то согласно п. 1 ст. 200 НК РФ оно имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные данной статьей налоговые вычеты. Порядок применения вычетов определен ст. 201 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик, которому предъявлены соответствующие суммы акциза продавцом этилового спирта, самостоятельно принимает решение об использовании им права уменьшить сумму акциза по произведенным и реализованным подакцизным товарам на сумму акциза, предъявленную продавцом этилового спирта.

Права относить суммы, не заявленные в возмещение акциза, на расходы, которые уменьшают налоговую базу по прибыли, в случае, если предприятие выпускает облагаемую акцизами продукцию, Налоговый кодекс РФ налогоплательщику не дает.

На основании п. 19 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Иное же предусмотрено рассмотренным выше п. 2 ст. 199 НК РФ. Однако п. 2 ст. 199 НК РФ содержит оговорку о том, что он не применяется при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 3 данной статьи, т.е. при использовании приобретенных подакцизных товаров в качестве сырья при производстве других подакцизных товаров.

Таким образом, нежелание предприятия использовать право заявлять налоговые вычеты по суммам акциза, предъявленным ему продавцом подакцизного товара, использованного для производства других подакцизных товаров, не означает возникновение у него права относить данные суммы акциза на расходы, которые уменьшают налоговую базу по прибыли.

Аптека представила в налоговый орган декларацию по акцизам. Имеет ли право налоговый инспектор требовать представления первичных документов, касающихся оборота спиртосодержащей продукции, но не относящихся к периоду, за который была представлена декларация?

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

При этом в Кодексе не предусмотрено каких-либо ограничений по перечню истребуемых документов или периодам, за которые были составлены данные документы, в том числе не содержится условия обязательного соответствия периода, в котором составлены документы, периоду, за который проводится налоговая проверка.

Поскольку налоговая декларация по акцизам составляется за один месяц, налоговый инспектор, вероятнее всего, запрашивал документы за прошлые периоды для сопоставления сумм акциза, заявленных к возмещению по данной и предыдущим налоговым декларациям, с суммами акциза по ранее оплаченному и использованному в производстве подакцизному сырью."

В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В то же время этот же пункт предписывает в случае такого отказа должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, производить выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Однако согласно п. 1 ст. 94 выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Таким образом, при отказе налогоплательщика от представления первичных документов после сдачи налоговой декларации он может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ, но для производства выемки данных документов требуется назначение выездной налоговой проверки.

Аптека представила в налоговую инспекцию декларацию по акцизам, затем первичные документы по требованию налогового органа. Из инспекции получено решение о доначислении налога по этой декларации и привлечении к налоговой ответственности.

Почему налогоплательщику не был вручен акт проверки и не дана возможность представить свои возражения?

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями (ст. 100 НК РФ). Однако Налоговый кодекс не содержит аналогичного требования в отношении оформления результатов камеральных налоговых проверок.

В соответствии со ст. 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение. Данная статья относится как к выездным, так и к камеральным налоговым проверкам. Указанной статьей предусматривается рассмотрение письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки, но только в случае их представления налогоплательщиком.

Вышеизложенное обстоятельство крайне затрудняет для налогоплательщика получение информации о выводах, которые делаются налоговым органом при проведении проверок представленных налогоплательщиком налоговых деклараций, и, следовательно, затрудняет оперативное представление по этим выводам возражении в случае их возникновения и участие налогоплательщика в рассмотрении данных возражений налоговым органом.

Правда, согласно ст. 88 НК РФ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Таким образом, налогоплательщик в принципе может получить информацию о выводах налогового органа в случае, когда налоговый орган не согласен с данными представленных налогоплательщиком деклараций. Однако в Налоговом кодексе не детализирован порядок представления и рассмотрения возражений налогоплательщика в том случае, если он не согласен с требованием налогового органа внести исправления в представленную налоговую отчетность. Это осложняет для налогоплательщика доведение своих доводов до налоговой инспекции при проведении камеральной проверки представленных налоговых деклараций.

Следует отметить, что главой 19 НК РФ предусмотрен одинаковый порядок обжалования вынесенных налоговыми органами решений по результатам как выездных, так и камеральных налоговых проверок.

Таким образом, свои возражения и доводы по результатам камеральных проверок налогоплательщик может использовать при составлении соответствующей жалобы.

Аптечное учреждение представило в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам. Налоговая инспекция затребовала от аптеки первичные бухгалтерские документы, входе проверки которых обнаружила, что в декларации сумма акциза указана неверно, и потребовала внести исправления в декларацию. Аптека в соответствии с указаниями налогового органа внесла соответствующие изменения и представила уточненную налоговую декларацию.

Имеет ли право налоговая инспекция в этом случае начислить штрафные санкции за занижение акциза?

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок (ст. 88 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

В соответствии со ст. 81 НК РФ налогоплательщик может быть освобожден от налоговой ответственности при определенных условиях, изложеннных в данной статье, если при обнаружении самим налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, самостоятельно вносит необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

При требовании налогового органа о внесении соответствующих исправлений в установленный срок налогоплательщик не подлежит освобождению от ответственности в порядке, изложенном в ст. 81 НК РФ, поскольку требование налогового органа о внесении соответствующих исправлений в установленный срок свидетельствует об обнаружении налоговым органом обстоятельств неотражения или неполноты отражения в налоговой декларации сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение налогоплательщика от налоговой ответственности при обнаружении налоговым органом в ходе камеральной проверки в налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога. В соответствии с НК РФ результаты камеральной проверки оформляются решением, в котором указываются суммы доначисленных налогов и штрафных санкций.

По запросу налоговой инспекции аптека представила большинство из первичных бухгалтерских документов, затребованных в связи с представлением налоговой декларации по акцизам, и объяснила причины отсутствия остальных. Документальную проверку с выездом на место налоговая инспекция не проводила.

Может ли налоговая инспекция наложить штраф по ст. 120 НК РФ за отсутствие первичных документов без документальной проверки?

Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. В соответствии со ст. 107 ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ, независимо от формы проводимой налоговой проверки.

Статья 120 НК РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения от взыскания штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб., если грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы, до взыскания штрафа в размере 15 тыс. руб., если указанное деяние не повлекло занижения налоговой базы, но совершено в течение более одного налогового периода, и до взыскания штрафа в размере 5 тыс. руб., если указанное деяние не повлекло занижения налоговой базы и совершено в течение одного налогового периода.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей указанной статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Статья 120 НК РФ может быть применена при проверке представленных налоговых деклараций только в случае проведения камеральной проверки с истребованием документов. При этом в ходе проверки должен быть установлен факт отсутствия у налогоплательщиков первичных документов, так как за непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений предусмотрена ответственность по ст. 126 НК РФ.Согласно этой статье непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, а непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.