Физкультурно-спортивная общественная организация (ФСОО)

Вопрос.
Физкультурно-спортивная общественная организация (ФСОО) проводит туристический слет при содействии профсоюза организации - заказчика (З) данного мероприятия. Такая деятельность является для ФСОО уставной. Участники - спортивные команды, сформированные из работников предприятия З. Как учитываются денежные средства, полученные ФСОО от З. на проведение такого слета, учитывая, что они полностью израсходованы на это мероприятие? Можно ли расценивать это как благотворительную помощь или целевое финансирование, или такое поступление будет являться выручкой от оказания услуг? Не хотелось бы, что данное мероприятие расценивалось как коммерческая деятельность. Подскажите, как лучше оформить документы и какие.

Ответ.

Денежные средства, переданные на проведение слета, не являются выручкой от оказания услуг.

В соответствии с редакцией пп. 3 п. 3 статьи 39 части 1 Налогового кодекса РФ: "Не признается реализацией товаров, работ или услуг: 3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью". Исходя из норм гражданского права понятие "имущество" трактуется следующим образом. В соответствии с редакцией статей 128, 130 Гражданского кодекса РФ статья 128: "К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага". Статья 130: "2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом". Пунктом 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса РФ оговорено, что: "3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: 12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

В соответствии с редакцией статьи 250 главы 25 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В случае нецелевого использования средства, перечисленные в виде благотворительности, квалифицируются доходом с соответствующим налогообложением в соответствии с положениями статьи 250 НК РФ: "Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности: 14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.

В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации". Обращаем ваше внимание на то, что в целях налогообложения по налогу на прибыль редакцией статьи 251 НК РФ определены ограничения понимания целевого финансирования на организацию спортивных мероприятий: "При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы: 14) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; в виде полученных грантов.

В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации; гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований; гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта; в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".

Пунктом 2 статьи 251 НК РФ оговорено, что: "При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: 4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности". Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (раздел 4.1) предусмотрено: "Перечень целевых поступлений некоммерческих организаций, поименованный в пункте 2 статьи 251 НК РФ, является исчерпывающим.

К целевым поступлениям отнесены также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 582 ГК РФ. Перечень учреждений и организаций, которым могут делаться пожертвования, определен в пункте 1 данной статьи. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. При применении подпункта 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ следует учитывать, что понятие "благотворительная деятельность" определено в статье 1 Закона № 135-ФЗ.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Средствами и иным имуществом, полученными на осуществление благотворительной деятельности, признаются средства и иное имущество, поступившие некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности. Цели благотворительной деятельности определены в пункте 1 статьи 2 Закона № 135-ФЗ". Деятельность в целях содействия в сфере физической культуры и массового спорта Законом

№ 135-ФЗ отнесена к благотворительной деятельности. В связи с этим общественно-государственное объединение - физкультурно-спортивное общество вправе получать от физических и юридических лиц средства на осуществление благотворительной деятельности - на осуществление деятельности в сфере физической культуры и массового спорта.

Направление некоммерческой организацией целевых поступлений, полученных на осуществление благотворительной деятельности, на покрытие расходов по деятельности в области профессионального спорта является их нецелевым использованием с момента, когда некоммерческая организация фактически использовала такие средства не по целевому назначению (нарушила условия предоставления этих средств). Целевые поступления, использованные не по целевому назначению, учитываются при определении налоговой базы в составе внереализационных доходов. Средства, полученные некоммерческой организацией безвозмездно от юридических и физических лиц на ведение деятельности в области профессионального спорта, учитываются при определении налоговой базы в момент их получения. Следует в платежном поручении в строке "Назначение платежа" указывать: "Средства на осуществление благотворительной деятельности в сфере физической культуры и массового спорта".

Подпунктом 14 п. 1 статьи 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы некоммерческих организаций, отнесены гранты. Грантами признаны денежные средства и иное имущество, предоставленное на осуществление конкретных программ некоммерческим организациям, в том числе и в области культуры, на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами и некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

В связи с тем что физическая культура и спорт являются составной частью культуры, общественные организации, осуществляющие ведение уставной деятельности в области физической культуры и спорта, гранты, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе от российских некоммерческих организаций на реализацию конкретной программы в области физической культуры и спорта, учитывают в составе средств целевого финансирования и при определении налоговой базы не учитывают в том случае, если таковая программа существует.